Основные сведения
Развивающая среда
Карта Сайта
Баннер

Артикуляционная гимнастика

(консультация логопеда)

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата . Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики . Цель ее - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата , необходимых для правильного произношения звуков .

Самым подвижным органом является язык . Он состоит из корня и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, так как от их работы зависит качество звуков. В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку округляться, слегка выдвигаться вперед, обнажать передние верхние и нижние зубы.

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Мягкое небо может подниматься и опускаться.

При образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение .

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина , тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Лучше это делать перед зеркалом.

Как правило, упражнять следует лишь нарушенные движения и только те, которые нужны для постановки определенного звука. Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений : статические и динамические. Названия этих упражнений условные, но необходимо, чтобы дети их запоминали. Это, во-первых, повышает их интерес к занятиям, а во-вторых, экономит время, поскольку не приходится всякий раз объяснять, как выполнять, то, или иное упражнение, достаточно лишь его назвать.

Статические подготовительные упражнения

1. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

2. Чашечка. Рот широко раскрыт. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10- 15 сек.

3. Иголочка. Рот открыт. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 сек.

4. Горка. Рот приоткрыт. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.

5. Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Каждое из перечисленных упражнений выполняется медленно по 8-10 раз.

Динамические подготовительные упражнения

1. Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе по счет логопеда. Проделать 15-20 раз.

2. Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.

3. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится по счет логопеда 10-15 раз.

4. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.

5. Змейка. Рот широко открыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать его узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.

6. Маляр.
Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз.

7. Катушка. Кончик я?ыка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.

8. Грибок. Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
При подготовке к постановке каждого очередного звука логопед должен выбирать из всех перечисленных упражнений только те, которые необходимы для данной артикуляции и при данных особенностях подвижности органов артикуляционного аппарата ребенка.

 

Разработка сайтов в Самаре NIKA

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?