Уважаемые родители!
Мы предлагаем обратиться к истокам нашей национальной культуры – фольклору…
Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно.
Как правило, устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Вспомните, как в детстве вам нравились сказки и вечера, проведенные со своими родителями!
Но произведения фольклора способствуют и развитию ребёнка. Важную роль играет детский фольклор!
Детский дошкольный фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать.
Уважаемые родители! Очень хотелось бы, чтобы вы помнили свои истоки, народные традиции, и делились ими со своими детьми. Очевидно, вам для этого потребуется вспомнить знакомую информация и получить новую. Воспользуйтесь дополнительной информацией сети Интернет.
Итак:
Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Шаг1. Колыбельная песня.
А вы знаете, что в колыбельных песнях сохранились элементы заговора-оберега? Почему?
Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей.
Познакомьтесь с народными колыбельными песнями на портале «Баюшки»:
http://www.bayushki.ru/lullaby_texts_russian.htm#15
Здесь вам будут предложены тексты народных колыбельных песен. Хочется обратить внимание на существование современных колыбельных песен. Они тоже, как и народные песни наполнены теплотой, лаской, добротой, любовью. Слушать с детьми эти песни вы сможете на сайте:
http://sna-kantata.ru/kolyibelnyie-pesni-luchshie-video-s-youtube/
Библиотека колыбельной музыки: http://www.johnsonsbaby.ru/sleep/songs?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_term=kolybelnaja_dlja_detej&utm_campaign=Johnsonsbaby_search_2013
Шаг2. Пестушка… Потешка… Прибаутки… Поем и играем!
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мама гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Потешка—песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.
Помните, что вашим детям это ОЧЕНЬ нравится! Играйте вместе с ними!
Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы.
В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?
Дополнительную информацию вы найдете:
http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki0.php
http://www.eka-mama.ru/matter/family/4442.html
Прибаутки для детейочень нужны и важны. Ведь прибаутки не только помогают развлечь и развеселитьмалышей. Если дети капризничают или расстроены, прибаутки помогают их утешить и успокоить. А еще детские прибаутки помогают малышам знакомиться с окружающим миром!
И поскольку такое знакомство происходит в процессе игры, то для малышей оно интересно, увлекательно и приятно. А, значит, и эффективно.
Ну и давайте еще окончательно определимся — что же это такое: детские прибаутки? Прибаутки — это смешные коротенькие рассказы для детей. Они очень похожи на небольшие сказки в стихах. Поэтому в прибаутках, как и в сказках, часто используются различные фольклорные персонажи.
Их вы можете найти:
http://detochki-doma.ru/detskie-pribautki/#ixzz2XEdBtjw5
Шаг3. Пословицы… Шаг к мудрости…
Народные пословицы о природе, отношениях между людьми, труде - веками накопленная мудрость. С самого раннего детства детки запоминают их, просто как стишки или присказки, но со временем народная мудрость не может не сказаться на формировании мировоззрения ребенка.
Анализируйте с малышами короткие и простые народные пословицы, объясняйте их значение, учите прибегать к ним в случае необходимости:
http://maxybaby.net.ua/index.php?loc=razvivashki&igra=poslovicy
Шаг4. Загадка… Думаем вместе!
Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт.
Например: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа).
Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Загадки:
http://www.vsezagadki.ru/2010/09/russkie-narodnye-zagadki/
Шаг 5. Скороговорка. Говорим правильно!
Скроговорка – фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Они помогут вашему ребенку научиться говорить четко и правильно! Их так и «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции.
Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку –
Рак за руку грека — цап!
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
Уважаемые родители! Давайте будем выбирать нужные нам скороговорки для развития речи ребенка.
Кстати, вы можете использовать их и для улучшения речи у взрослых — принципы ведь одинаковые.
Не секрет, что у многих детей есть определенные сложности: кто-то не выговаривает букву «Р», а кто-то «глотает» окончания и целые слова. Потому дикцию, конечно, нужно тренировать. Как? Вариантов много.
Скороговорки – самый простой и надежный способ развития речи у вашей деточки. Для этого нужно соблюдать ряд несложных правил.
· Превратите ваши занятия в увлекательную игру. Ведь ваше чадо любит все повторять за взрослыми, правда? Ну так и поиграйте с ним, проговаривая скороговорки вместе. Заодно и вам тоже польза будет. Можете даже устроить соревнование – у кого лучше получается!
· Сначала нужно проговорить текст скороговорки медленно. Это заблуждение, что скороговорки нужно сразу говорить быстро! Ведь сначала нужно правильно выучить произношение и порядок слов. Поэтому медленно, и как будто по слогам требуется проговорить всю скороговорку. Главное на этом этапе – правильно ее выучить, тщательно проговаривая каждую букву.
· Только когда выработается правильное произношение, можно тренироваться дальше: убыстрять произношение, менять интонацию, декларировать скороговорку шепотом или громко, нараспев и т.д.
· Главное –тренируйтесь регулярно.
· http://detochki-doma.ru/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi/#ixzz2XEeE64nv
Шаг 6. Считалки для детей.
Считалки - такая же неотъемлемая часть подвижных игр, как конфеты к чаю. А как еще можно, кроме считалок, можно выбрать ведущего в подвижных играх? Только волевым назначением, а это не демократично.
Вот и получается, что альтернативы считалкам нет. Да вы себя вспомните! Сколько лет прошло, а «вышел месяц из тумана» до сих пор помните, правда? Вот и научите своих деток — расскажите им, какие считалки можно использовать в игре. А эта страничка — вам в помощь.
Считалки:
http://detochki-doma.ru/schitalki-dlya-detey/#ixzz2XEey8PhW
Шаг 7. Народные игры. Играем вместе!
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать как в детском саду, на отдыхе, так и в свободное время в кругу семьи:
http://detsad250.ucoz.ru/index/narodnye_igry/0-50
http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/6320-russkie-narodnie-igri-dlia-detey.html
Шаг 8. Наши любимые сказки…
Роль сказки в развитииребенка многогранна, она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь.С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям придется вспомнить главный язык детства мудрую и очень интересную сказку.
Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.
А вот как правильно читать сказки детям и в какое время вы можете узнать на портале «Страна детства»:
http://stranadetstva.ru/nuzhny-li-skazki-rebenku
Портал «Лунтики»: http://luntiki.ru/blog/byliny
Мультфильмы по русским былинам и сказкам:
Шаг 9. Ложки, на которых играют!...
Очень интересно организовать семейный народный оркестр. В оркестре могут звучать всевозможные детские игрушки: дудочки, колокольчики, бубны ,различные шумовые инструменты, музыкальные молоточки и т.д. Все зависит от вашей фантазии. Ну и конечно же, деревянные ложки. Использование деревянных ложек как музыкального инструмента не является уникальным. Издавна, во время различных пиршеств, для сопровождения пляски использовались не только ложки, но и сковороды, тазы и печные заслонки, трубы от самоваров, кастрюли, вилки и т.п. Из предметов домашнего обихода музыкальную функцию приобрели даже пила и коса.
Деревянные ложки являются древнейшим славянским ударным музыкальным инструментом. Ложки, используемые в качестве музыкальных, внешне почти не отличаются от столовых, отличие состоит в применении для них более твердых и прочных пород дерева. Музыкальные ложки отличают также более длинные рукоятки и отполированные поверхности в местах соударений. Вдоль рукоятки к таким ложкам могут быть подвешены бубенцы.
С этой информацией вы можете познакомиться:
http://ethnic.com.ua/articles/230
http://www.mesto-vstrechi.org/journal/rest/2011/10/6/igra-na-logkah/
Итак, наш маршрут подходит к концу. Попробуйте увлечь детей произведениями фольклора! Это наша история! История нашей родины, история нашего народа! Все это мы должны передать своим детям, а помогут Вам в этом ресурсы Интернет…