Выдающийся педагог, реформатор воспитания, автор «Педагогики сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутанули бы, попали бы под машину, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением лёгких – и уж сам не знаю, какими ещё болезнями.
Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Под этим девизом и осуществляется экспериментальная работа в нашем дошкольном учреждении.
Коллектив детского сада работает в системе эксперимента по формированию культуры здорового образа жизни ребенка-дошкольника в течение трех лет.
В МДОУ д/с № 108 созданы все материально-технические, медико-социальные и кадровые условия для ведения опытно-экспериментальной работы:
- работает высококвалифицированный педагогический и медицинский персонал (врач-педиатр, медсестра физиотерапевтического кабинета, медсестра бассейна),
- функционирует бассейн, физиотерапевтический, медицинский процедурный кабинеты,
- кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога, изостудия,
- в группах созданы физкультурные уголки и уголки здоровья,
- приобретено спортивное, физиотерапевтическое оборудование,
- организовано дидактическое пространство,
- обеспечено методическое сопровождение эксперимента,
- постоянное наблюдение и оценка развития каждого ребенка, диагностический и сравнительный анализ.
Определяя направление опытно-экспериментальной работы, мы руководствовались тем, что проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения в XXI веке.
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
В период дошкольного детства важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Под культурой здорового образа жизни ребёнка-дошкольника мы понимаем совокупность трёх компонентов:
- осознанного отношения к здоровью и жизни человека,
- знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его,
- оздоровительной компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Технология работы по формированию здорового образа жизни ребенка –дошкольника, по нашему мнению, должна быть выстроена, условно говоря, по следующим направлениям:
Первым направлением работы является комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:
- Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ (выявление и диагностика нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие);
- Диагностика речевого и внеречевого дыхания;
- Диагностирование общей физподготовленности детей в начале и конце учебного года по нормативам;
Второе направление включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей:
К организационным условиям здесь относятся:
- Преобладание циклических упражнений;
- Ежедневные циклы физкультурных занятий;
- традиционные;
- тренировочные;
- занятия-соревнования;
- интегрированные с другими видами деятельности;
- праздники и развлечения;
- ритмическая гимнастика;
- гимнастика после сна;
- создание необходимой развивающей среды;
- проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
- музыкальные занятия.
Третье направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящих до более интенсивных воздействий с учётом индивидуальных особенностей детей.
При этом используется комплекс процедур:
- ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
- полоскание рта водой комнатной температуры;
- гимнастика на свежем воздухе в тёплой период года.
Четвёртое направление связано с осуществлением лечебно-профилактической работы.
В его рамках проводятся следующие мероприятия:
- постоянный контроль осанки;
- контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
- контроль за нагрузками для переболевших детей;
- профилактический приём иммуномодудяторов (элеуторокка и т. д.);
- сбалансированное питание;
- потребление фитонцидов (чеснока и лука);
- употребление соков и фруктов (второй завтрак);
- физиотерапия;
- ингаляция;
- приём поливитаминов;
- аэрофитотерапия;
- массаж.
Пятым направлением является использование разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей:
- элементы точечного массажа;
- пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
- дыхательная и звуковая гимнастика;
- использование различных массажёров;
- элементы упражнений хатха-йога;
- антистрессовый и интеллектуальный массаж Фрица Ауглина.
Шестым направлением считается комплекс психологических мероприятий:
- психодиагностика;
- элементы аутотренинга и релаксации;
- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает все режимные моменты – подобрана в соответствии с режимным моментом классическая и инструментальная музыка – Джеймс Ласт, Вивальди и др.).
- индивидуальные и групповые занятия в комнате психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.
Седьмым направлением является реабилитация и коррекционная работа:
- работа с детьми, имеющими склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;
- коррекция психоэмоциональной сферы;
- упражнения и игры профилактического характера (подготовленные для издания воспитателями групп для различных возрастов);
- индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физическому воспитанию;
- индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.
Восьмым направлением является консультативно-информационная работа:
- оказание консультативной помощи родителям воспитанников по вопросам формирования культуры здорового образа жизни;
- активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям здорового питания;
- оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
- проведение занятий с детьми, направленных на формирование культуры здорового образа жизни.
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы нашего коллектива, необходимо представить вашему вниманию результаты диагностических исследований по трем основным компонентам:
- когнитивный компонент – в экспериментальных группах высокий уровень на конец третьего года обучения составил 64 %,
- физический компонент - в экспериментальных группах высокий уровень на конец третьего года обучения составил 35 %,
- психологический компонент - в экспериментальных группах высокий уровень на конец третьего года обучения составил 82 %,
В результате проведённой экспериментальной работы также выявлено положительное влияние на развитие двигательной сферы детей, состояние их здоровья: снижение заболеваемости детей в процессе педагогического эксперимента. В экспериментальных группах количество дней, пропущенных по болезни, на одного ребёнка составило – 5 дней, а в контрольных – 8 дней.
Это даёт основание считать, что наша работа обеспечивала эффективное сочетание естественных и стимулирующих воздействий, повышение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, а соответственно снижения уровня развития утомления к концу учебного года. Результаты и технология экспериментальной работы по формированию здорового образа жизни ребенка-дошкольника с подробными перспективными планами и конспектами занятий воспитателей представлены нашим коллективом в методическом пособии, изданном в ноябре 2009 года.
К сожалению, проблема здоровья у детей дошкольного возраста до сих пор не потеряла своей актуальности. Одним из важнейших признаков здоровья является физическое развитие ребенка. В настоящее время растет число детей с отклонениями и заболеваниями органов пищеварения, костно-мышечной (нарушение осанки, сколиозы), мочеполовой, эндокринной систем. В связи с этим, ученые предлагают различные оздоровительные системы, а также разнообразные методы снижения заболеваемости и оздоровления среди которых особое место занимают занятия плаванием.
С января 2010 года, продолжая работу по приоритетному здоровьесберегающему направлению, коллектив детского сада начал разработку экспериментальной темы «Инновационные методы организации физкультурных занятий в ДОУ».