Организация дидактического пространства в обучении детей дошкольного возраста плаванию в условиях ДОУ
Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста является основой разностороннего развития. Ребенок познает мир в движении, и чем многогранней эти движения, тем больше жизненный опыт малыша. Задача взрослых создать такие условия, чтобы ребенок как можно больше двигался, чтобы его окружало организованное двигательное пространство, чтобы в помещении для ребенка было как можно больше доступного, облегченного спортивного инвентаря.
Одним из эффективнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием.
Человек рождается со способностью ходить, но плавать необходимо, учиться. Процесс обучения в плавании, как и в любой другой науке, совершенствовался по мере развития общества.
Основное правило в педагогике: идти от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Это правило следует соблюдать и при обучении детей плаванию.
Колыбелью жизни на земле был мировой океан, и генетическая система человека хранит об этом наследственную память. Вот ещё, почему столь естественны и столь полезны контакты с водой. И ребенок в этом отношении - не исключение.
Поэтому, в качестве конкретных задач, которые ставит наш педагогический коллектив, это:
1. укрепление и охрана физического здоровья детей;
2. формирование навыков плавания;
3. воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.
Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста по разному ставят задачи по обучению плаванию.
Многие считают, что основная задача - научить плавать, и используют спортивные подходы к занятиям с дошкольниками, проводят настоящие тренировки. На наш взгляд, такой метод подходит не всем детям.
Программа детского сада - это комплексная программа. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть построен таким образом, чтобы дошкольники получили как можно больше жизненно необходимых навыков и знаний. Все педагоги должны работать в тесном сотрудничестве, в том числе и инструктор по плаванию.
А теперь остановимся более подробно на принципах организации дидактического пространства.
1. Принцип «открытого обучения». Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификации как по воле педагога, так и по воле ребенка. Обучению плаванию должны предшествовать педагогические наблюдения инструктора по физическому воспитанию, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребенок боится брызг - необходимо научить его опускать лицо в воду, боится упасть – научить вставать, боится захлебнуться - научить правильно, дышать, пытается поднять со дна игрушку - научить нырять, пытается сделать вдох - научить дышать во время плавания.
2. Принцип учета ведущей деятельности. Ребенку хочется купаться и резвиться, взрослому - научить ребенка плавать. Значит, надо превратить все задания и упражнения в игру (особенно в младшем дошкольном возрасте).
3. Принцип свободного выбора, или принцип субъективности. Ребенок сам выбирает задания, виды деятельности («купаться» или «плавать»), объем нагрузки, самостоятельно переходит из одной зоны в другую.
4. Принцип дополнения естественного пространства двигательного существования ребенка дидактическим. Задача инструктора по физическому воспитанию - вовремя заметить пробудившийся интерес к новым упражнениям или возникшую потребность ребенка в решении новых (собственных) задач и организовать дидактический процесс, предлагая, но, не навязывая ребенку новые виды заданий.
5. Принцип «от простого к сложному». Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений. Данный принцип - условие освоения ребенком все более сложных приемов плавания, их техники и самостоятельного выполнения упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).
6. Принцип «от целого к частному». Техника спортивных способов плавания осваивается в логике: от общих представлений о конкретном способе к разучиванию отдельных движений, которые затем соединяются.
7. Принцип учета возрастных различий и индивидуальных психофизических собенностей детей. Последовательность заданий и вся схема обучения зависит от возрастной категории детей и их индивидуальных различий. Требует отказа от строгого следования общему алгоритму обучения, импровизации в зависимости от конкретной ситуации.
Основываясь из вышепредложенных принципов, на своих занятиях инструктор по физической культуре закрепляет знания и навыки, полученные детьми на других занятиях: закрепляет знания цвета, счета, геометрических фигур, направления движения, использует знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Включает в работу элементы сенсорики, литературные тексты, стихи, загадки. Педагог обогащает свои занятия и порою сложные на первый взгляд задания превращает в интересную игру.
Подобраны иллюстрации, схемы построения воспитанников во время музыкально - ритмических упражнений на воде, а также фотографии детей, выполняющих различные упражнения.
Огромное значение для успешного освоения упражнений в воде имеет предварительная подготовка на суше - как познавательной, так и общеразвивающей физической направленности. Можно выполнять самые различные упражнения, развивающие координацию движений и необходимые физические качества (силу, гибкость, быстроту), а также направленные на ознакомление с формой движений спортивных способов плавания. Последовательность их изучения и дозировка регламентируются возрастом детей, их физическим развитием, физической и плавательной подготовленностью.
Данную работу в нашем дошкольном образовательном учреждении осуществляет педагог по ритмике.